«Великий Новгород в иностранных сочинениях. XV — начало XX века»

1154

Описание

Расположенный на пересечении торговых путей, Великий Новгород с древности находился в поле пристального внимания европейцев. До начала XVIII века в Европе о нем знали больше, чем о любом другом русском городе, исключая разве что Москву, и эти сведения отразились в многочисленных сочинениях. Взгляд европейцев был в целом пристрастен, они подмечали прежде всего культурные отличия русских, все парадоксальное, экзотическое, что полагалось ожидать от народа, считавшегося варварским. Но для нас важно, что при этом иностранные наблюдатели обращали внимание на те явления обыденной жизни, над которыми живущий этой жизнью человек обычно не задумывается. Благодаря их свидетельствам мы можем более зримо представить будни русского человека прошлых веков, увидеть детали, плохо различимые в дымке времени. А кроме того, всегда полезно посмотреть на себя со стороны. Геннадий Коваленко — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.



195 страница из 195
читать на одной стр.
Настроики
A

Фон текста:

  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Текст
  • Аа

    Roboto

  • Аа

    Garamond

  • Аа

    Fira Sans

  • Аа

    Times

стр.
11

Камень Антония Римлянина представляет собой овальный в плане серый валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 сантиметров. Камень был обнаружен на берегу Волхова игуменом Вениамином и перенесен в Рождественский собор между 1547 и 1552 годом.

(обратно)12

Незабудка.

(обратно)13

Кладофора агаропильная.

(обратно)14

Кто осмелится пойти против Бога и Великого Новгорода? (лат.)

(обратно)15

Гений места — добрый гений, дух-покровитель (лат.).

(обратно)16

Согласно преданию, в центральном куполе Софийского собора на фреске XII века художник изобразил Христа Вседержителя (Пантократора) с Евангелием и благословляющей десницей. При подновлении этого изображения в XVI веке рука Христа всякий раз получалась сжатой. После третьей попытки переписать руку художники услышали глас: «Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке держу я Великий Новгород, когда эта рука раскроется, тогда Новгороду будет окончание».

(обратно)17

Деликатесом (фр.).

(обратно)18

Православные монастыри, основанные русскими монахами в XII и XIV веках на островах в северной части Ладожского озера, которые в то время были ничьей землей между новгородскими и шведскими владениями. В конце XIX века они находились на территории Великого княжества Финляндского.

(обратно)19

Лиспунт (leiwiska) равен 8,5 килограмма.

(обратно)20

Александрийская мозаика получила широкое распространение в Византии в IX веке. В мозаике использовались крохотные геометрической формы кусочки цветного камня, которые с помощью жидкого стекла приклеивались к поверхности, образуя сложные геометрические узоры, усеянные крупными кругами из полудрагоценных камней. — Прим. перев.

(обратно)21

Левант — Восточное Средиземноморье. — Прим. перев.

(обратно)22

Правильно: Акакий. — Прим. перев.

(обратно)23

См.: Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1952 г. М., 1954.

(обратно)Оглавление Введение XV век. Удивительно большой город… XVI век. Рынок целой империи… XVII век. Поныне славится торговлей и богатством… XVIII век. Город древен, знаменит и велик… XIX — начало XX века. Тень великого имени Заключение Приложение. XX век Библиография Fueled by Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg -->

Комментарии к книге «Великий Новгород в иностранных сочинениях. XV — начало XX века», Геннадий Михайлович Коваленко

Всего 0 комментариев

Комментариев к этой книге пока нет, будьте первым!

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Популярные и начинающие авторы, крупнейшие и нишевые издательства